Синдром одержимости

Иерей Андрей

Клирик Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Кандидат медицинских наук

Исходя из наблюдений, замечаний отца Пантеле­ймона и опыта других священников, сталкиваю­щихся с проблемами одержимости, постараемся описать некоторые, наиболее распространенные симптомы, которые в совокупности составляют синдром одержимости:

‒ чувство необъяснимой тоски на сердце, беспри­чинное уныние, апатия;

щемящие, колющие боли в области сердца при отсутствии установленной кардиопаталогии (так называемые НЦД по кардиальному типу);

‒ чувство постоянной беспричинной внутренней злобы или раздражения;

‒ длительный субфибрилитет (температура тела 37,2-37,5) длящийся годами, при котором не найдено причины заболевания и четко не определен очаг хронической инфекции;

‒ заболевания организма, при которых имеется четкая патологическая симптоматика, но не найде­на причина (не диагностирована органическая осно­ва) болезни;

‒ нежелание молиться, поститься, читать слово Божие, отвращение ко всему духовному;

‒ непереносимость запаха церковного ладана, по­явление удушья при каждении, желание убежать из церкви;

‒ появление в православной церкви чувства стра­ха, обморочное состояние во время службы;

‒ появление во время Божественной литургии в храме резей в животе, метеоризма, вздутия живота при отсутствии патологии со стороны желудочно- кишечного тракта, сердцебиения, возникновение непроизвольной зевоты во время пения «Символа Веры» или «Отче наш», неконтролируемые тело­движения (руки и ноги как будто не принадлежат человеку) во время чтения Святого Евангелия, благословения священника, выноса креста, Евха­ристического канона, ощущение во время церков­ной службы присутствия в теле чужеродного объекта, его движений или шевелений;

‒ чувство жара, тошноты, рвоты, появление об­морока при соприкосновении со святыми мощами, иконами, кроплении святой водой и елеопомазании.

Следует подчеркнуть, что в зависимости от со­вершенных грехов симптомы духовного заболева­ния могут быть индивидуальные. Подобно тому, как есть комплекс общих симптомов, определяющих переход человека в состояние «нездоровья» (болез­ни), приведенный симпто-комплекс может свиде­тельствовать о начале одержимости.

Описываемый синдром предполагает наличие у одержимого всех или значительной части описы­ваемых симптомов. Часть из них не являются спе­цифическими сами по себе, но в сочетании уве­личивают вероятность одержимости. Например, не­желание молиться, поститься и так далее, проявля­ют и здоровые телом атеисты и нерадивые миряне. Это состояние может посещать и воцерковленных людей и даже опытных подвижников благочестия. Само по себе это состояние еще не является духов­ным недугом, но в сочетании с симптомами, возни­кающими при соприкосновении со святыней в церк­ви – вероятность одержимости выше. Метеоризм, вздутие живота, рези в церкви могут быть и у боль­ных энтероколитом, чаще во время поста. Однако, когда вне церкви у таких больных указанные симп­томы не проявляются или маловыражены, а при вхождении в церковь приобретают ярко выражен­ный характер и также быстро проходят при выходе из ее помещений – вероятность одержимости высо­ка. А если у человека нет кишечных нарушений и они возникают именно во время службы (особенно литургии) и в другое время не обнаруживаются – одержимость достоверно имеет место.

Но крайне необходимо быть осторожным, ведь огульными умозаключениями можно обидеть ни в чем неповинного человека. Настоящую одержи­мость может распознать только духовно опытный человек. Чаще всего таким человеком является мо­нах-старец или многоопытный приходской священ­ник. Впрочем, история Церкви изобилует примера­ми духовной прозорливости и молитвенной силы и среди мирян. В данном случае можно упомянуть святых праведных Матрону Московскую и Ксению Питербургскую, не являвшихся ни монахинями, ни священнослужителями. У одержимых людей вино­ваты все без исключения. Любой разговор на темы религий у них вызывает приступы ярости и желч­ной критики. При этом не важно о какой конфессии может идти речь. Боговдохновенный мусульманин будет также раскритикован, как и православный христианин. Причем одержимый не упустит момен­та стравить представителей разных религий между собой. По части лжи сущности, подселившиеся к человеку, великие мастера. В таких ситуациях в ход идут и настоящий артистизм, и кажущиеся очень логичными мотивации с передергиванием фактов и цитированием фрагментов святых писа­ний в выгодном для одержимого контексте. Когда же кому-то удается уличить одержимого, то по­верьте, «концерт» предстоит увидеть очень непри­ятный.